Дебют легенды WRC, интрига в категории мотоциклов и погоня «КАМАЗ-Мастер» за 14-й победой. В преддверии «Дакара-2016» AUTOSPORT.com.ru разбирается в причинах, по которым ни в коем случае нельзя пропустить 38-й в истории главный ралли-рейд планеты
Дебют легенды WRC, интрига в категории мотоциклов и погоня «КАМАЗ-Мастер» за 14-й победой. В преддверии «Дакара-2016» AUTOSPORT.com.ru разбирается в причинах, по которым ни в коем случае нельзя пропустить 38-й в истории главный ралли-рейд планеты.
«КАМАЗ-Мастер»
С чем ассоциируется ралли-рейд «Дакар» у российского зрителя? Конечно, с «КАМАЗ-Мастер». Другого ответа и быть не может. Всё остальное отходит на второй план. О победах «Синей Армады» слышали даже люди, далёкие от автоспорта, да и какие новости в январе без сообщения об очередном триумфе команды из Набережных Челнов?
Вот уже на протяжении двух десятилетий «КАМАЗ-Мастер» входит в число признанных фаворитов главной внедорожной гонки мира. Менялись маршруты и страны, составы экипажей, появлялись новые соперники, но «КАМАЗ» неизменно остаётся на вершине. За последние 15 лет было одержано 12 побед, выиграно 56 этапов и завоевано 75% мест на подиуме!
Хотя каждая победа даётся с трудом – столь масштабный ралли-рейд, как «Дакар», просто по определению не может пройти гладко. Чего стоила победа Андрея Каргинова в 2014 году, когда российский экипаж остановился, чтобы помочь автомобилю из категории внедорожников, попавшему в аварию. Из-за потерянного времени «КАМАЗ-Мастер» лишилась лидерства в генеральной классификации, которое перешло к Жерару де Рою. Но спустя несколько часов томительного ожидания организаторы компенсировали время, и победа осталась за нашей командой.
На предстоящем «Дакаре» «КАМАЗ-Мастер» поборется уже за 14-ю викторию в своей истории. Вопреки ожиданиям, команда не будет использовать капотную версию грузовика, презентованную в июне. На старт в Буэнос-Айресе выйдут привычные бескапотники под управлением Эдуарда Николаева, Андрея Каргинова, Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова.
«Мы постараемся выиграть, – заявил действующий победитель Айрат Мардеев. – Нет разницы, какой экипаж победит, главное, чтобы выиграла наша команда. Мы сделаем всё возможное.
Все наши соперники сильны и хорошо подготовлены, и мы уважаем их. Команда Жерара Де Роя стала ещё сильнее с приходом Алеша Лопрайса. Федерико Виллагра также будет очень серьёзным соперником, поскольку хорошо знаком с местностью. Ханс Стейси укрепил MAN, присоединившись к Петеру Верслёйсу. Мартин Коломы и Tatra добились хорошего прогресса, а Мартин ван ден Бринк принёс неожиданную победу Renault в Марокко. Новые имена появляются на каждом «Дакаре», и их нельзя списывать со счетов».
Пожелаем удачи «КАМАЗ-Мастер», без неё на «Дакаре» далеко не уедешь.
Дебют Себастьена Лёба
Внимание к предстоящему «Дакару» будет особенным, а телевизионные рейтинги ежедневных телеобзоров должны вырасти в несколько раз. В конце концов, не каждый год, да даже и десятилетие, в самом известном ралли-рейде планеты дебютирует такой легендарный и успешный гонщик, как Себастьен Лёб.
Первые разговоры по этому поводу появились еще несколько лет назад, и теперь они воплотились в реальность – девятикратный чемпион по ралли выйдет на старт «Дакара» в составе заводской команды Peugeot.
История знает немало успешных дебютов, когда гонщики сходу покоряли знаменитый ралли-марафон. В далеком 1987 году чемпион WRC-1981 Ари Ватанен выиграл свой первый «Дакар». Кстати, «Летающий финн» тоже выступал за Peugeot Sport. Параллели напрашиваются сами собой, но, конечно, чуда от Лёба никто не ждёт.
По чистой скорости француз был конкурентоспособен на тренировочном этапе в Марокко в октябре, несмотря на нехватку опыта в ралли-рейдах, но вот надёжность автомобиля Peugeot оставляла желать лучшего и подвела не только Себа, но и Карлоса Сайнса – «Матадор» лидировал по итогам трёх первый дней, продемонстрировав неплохую скорость 2008 DKR, но сошёл из-за поломки. Так что финиш 17 января будет сам по себе победой для Лёба и всей команды. Хотя если кудесники из Peugeot Sport за прошедшие два месяца что-то придумали, можно будет замахнуться на высокие позиции.
Самый скоростной «Дакар» в истории
Предстоящий ралли-марафон уже в восьмой раз пройдёт по территории Южной Америки, но по несколько другому маршруту, чем в прошлые годы. Изначально планировалось провести гонку по территориям сразу четырёх стран – Аргентины, Боливии, Чили и Перу. Но в марте из маршрута выпало Чили, а затем и Перу – причиной стали проливные дожди и наводнения в регионах. В августе организаторы были вынуждены в срочном порядке перекраивать всю дистанцию, чтобы сохранить протяжённость.
Конечно, главным ударом для маршрута стал потеря Анд и Атакамы, самой засушливой пустыни в мире. Остались преимущественно каменистые и горные участки, что тоже неплохо, поскольку это сделает «Дакар-2016» одним из самых скоростных в истории. Кстати, такой характер гонки должен сыграть на руку Себастьену Лёбу, поскольку спецучастки будут больше напоминать допы классического ралли, хотя и более протяжённые.
Российские экипажи в трёх из четырёх категорий
Кроме четырех экипажей «КАМАЗ-Мастер», Россия будет представлена ещё в двух категориях. Как и в прошлые годы, россиян не будет лишь в классе мотоциклов – одна из главных надежд нашей страны Анастасия Нифонтова в очередной раз предпочла Africa Eco Race, стартовавший 27 декабря.
Но зато будет за кого поболеть в двух остальных классах, причем на самых высоких уровнях. В категории внедорожников будет представлена команда G-Energy Team в лице Владимира Васильева и Константина Жильцова. В октябре на Ралли Марокко российский экипаж, пересевший с автомобиля MINI на Toyota Hilux, финишировал вторым, уступив лишь Нассеру Аль-Аттие, а «Дакар-2015» они завершили на пятом месте с одной победой.
«Понятно, что всегда хочется победить и подняться на подиум, – заявил Васильев в преддверии старта. – “Дакар” ничем не отличается от других гонок с точки зрения наших амбиций. Мы хотим выиграть. Мы упорно тренировались и сделаем всё возможное, чтобы наши мечты стали реальностью.
Конечно, чем серьёзнее конкуренты, тем интереснее сражение, и победа при этом становится ещё более особенной. Мы готовы к любому типу местности, не боимся песка, раллийных дорог и навигации».
Стоит внимательно приглядеться и к Сергею Карякину, хотя категория квадроциклов на «Дакаре» всегда остается немного в тени остальных классов. Юный россиянин стал одним из главных открытий ралли-марафона 2014 года, когда к неожиданности многих в своём дебюте занял высокое седьмое место и одержал одну победу по ходу дистанции. К сожалению, «Дакар-2015» завершился для него едва начавшись, когда в четвёртый день сломался подшипник задней оси. Тем менее два из трёх проведённых этапов Карякин завершил в первой десятке, продемонстрировав хороший потенциал на будущее.
«Я намерен провести гонку в собственном темпе, буду ехать спокойно, – рассказал россиянин о своих ожиданиях. – Победа на спецучастках, конечно, важна, но главное – доехать до финиша. Прошлый «Дакар» меня многому научил. Мы постарались учесть все возможные сценарии и убедились, что у нас достаточно запчастей. Я сделаю всё возможное, чтобы в этом году всё прошло как надо».
Суперсостав Peugeot
Пусть автомобиль 2008 DKR пока является достаточно сырым, о чём свидетельствуют Ралли Марокко, но чего не отнять у «Французских львов», так это невероятно сильного состава пилотов. Кстати, не напоминает одну легендарную и некогда успешную команду Формулы 1?
Вместе с Себастьеном Лёбом Peugeot будут представлять Карлос Сайнс, Стефан Петерансель и Сирил Депре, на троих выигравшие 17 «Дакаров». Правда, столь успешный состав не уберёг Peugeot от провала год назад, когда Петерансель и Депре заняли лишь 11-е и 34-е места соответственно, а Сайнс сошёл с дистанции.
Принесёт ли столь звёздный состав дивиденды в этот раз, узнаем примерно через две недели.
Старые соперники по WRC вновь на одной трассе
Не одним Себастьеном Лёбом обогатился «Дакар» в преддверии гонки 2016 года. Организаторам впору вводить подкатегорию для гонщиков WRC. И ведь отнюдь не эльзасец стал первым бывшим представителем чемпионата мира по ралли, объявившим о выступлении в ралли-рейде. Ещё раньше о планах сообщил Микко Хирвонен, подписавший контракт с действующими чемпионами – командой X-raid. Так что противостояние между двумя бывшими соперниками, дважды, в 2009-м и 2011-м, боровшимися за чемпионский титул на финальном этапе, получило продолжение.
Кроме того, выйдет на старт и действующий гонщик WRC Мартин Прокоп, пусть и не такой известный и успешный, как его коллеги. Для всех троих это будет новый опыт, все трое окажутся в незнакомых для себя условиях, поэтому интересно, кто же из них выйдет победителем.
Амбиции и цели «МАЗа»
Команда «МАЗ-Спортавто» дебютировала на «Дакаре» относительно недавно, в 2012 году. Несмотря на заводской статус, начало получилось непростым – лучший из экипажей финишировал лишь на 31 месте. Но с каждым годом «мазовцы» неизменно прогрессировали и на «Дакаре-2015» дотянулись до первой десятки – Александр Василевский занял десятое место, а Сергей Вязович трижды по ходу дистанции оказывался в первой тройке по итогам дня. Поэтому «МАЗ» движется вперёд семимильными шагами и на предстоящий ралли-марафон ставит весьма амбициозные цели – попадание в топ-5 на финише.
Как и в прошлом году, команда из Минска выставит на старт три грузовика под управлением Александра Василевского, Сергея Вязовича и Владимира Василевского.
Интрига в категории мотоциклов
Двухколёсный класс на «Дакаре» всегда стоит особняком. С одной стороны, это самая сложная и опасная категория. Вдуматься только – эти отважные парни в одиночку, полагаясь только на себя и роуд-бук, за две недели проезжают около 9000 км! Но при этом борьба на спецучастках всегда острее, чем в любом другом классе. Если внедорожников на финише регулярно разделяют минуты, то вот мотоциклистов – какие-то десятые секунды.
Но несмотря на всю плотность, за последние десять лет выигрывали только двое – Марк Кома и Сирил Депре. На «Дакаре-2016» не будет ни того, ни другого, точнее, они будут, но на других ролях – Депре второй год выступит за рулем внедорожника, а действующий победитель Кома сосредоточится на обязанностях спортивного директора ралли-марафона.
Так что ещё до старта можно сказать, что в этот раз в категории мотоциклов будет новый победитель. Кто является фаворитом? Претендентов на самом деле хоть отбавляй. Естественно, что это команда KTM, которая первенствует с далёкого 2001 года – хотя Кома и Депре ушли, но выросло целое поколение гонщиков, готовых взять на себя роль лидера – Тоби Прайс, Хорди Виладомс, Оливер Пэн, Давид Касту. Готова потеснить соперников Honda, добившаяся серьёзного прогресса за последние годы, в то время как гонщики Хоан Барреда Борд и Паулу Гонсалвеш набрались опыта. Не стоит списывать со счетов также пилотов Yamaha и Husqvarna. Поэтому борьба за чемпионскую единичку, которой не будет в категории мотоциклов в 2016 году, обещает стать жаркой.
Два багги Робби Гордона
Один Hummer Робби Гордона на «Дакаре» – хорошо, а два ещё лучше. Пусть багги не блещет ни скоростью, ни надёжностью, зато всегда выглядит эффектно и является своего рода изюминкой в категории внедорожников, конечно, во многом благодаря зрелищному стилю пилотирования харизматичного американца.
На предстоящем «Дакаре» впервые с 2012 года на старт выйдут два автомобиля Hummer. Гордон неожиданно пригласил в свою команду 18-летнего Шелдона Крида, который станет самым молодым участником за всю историю ралли-рейда. Не менее удивителен и тот факт, что за плечами «дакаровского Макса Ферстаппена» выступления в картинге, мотокроссе, BMX и Super Stadium Trucks. Кстати, в соревновании на грузовиках Шелдон недавно одолел Гордона, после чего и получил предложение. Конечно, вряд ли стоит ожидать чудес от юного дарования, но, по крайней мере, учитывая его опыт в Super Stadium Trucks, можно рассчитывать на двойное зрелище в исполнении команды Робби Гордона.
Самая длинная и сложная гонка в мире
Как и Гран При Монако, «24 часа Ле-Мана», «500 миль Индианаполиса» и Ралли Монте-Карло, «Дакар» можно с уверенностью назвать одной из главных гонок планеты. А с точки зрения масштабности этому соревнованию нет равных – на старт ралли-марафона 2016 года выйдут 354 экипажа: 143 мотоцикла, 110 внедорожников, 55 грузовиков и 46 квадроциклов.
За 13 дней участникам предстоит преодолеть 9332 км, из которых 4701 км – боевая дистанция. Высокогорья, броды, серпантины, пески, джунгли и потрясающие по красоте пейзажи – всё это делает «Дакар» уникальным автоспортивным событием как для гонщиков, так и для зрителей.
По статистике до финиша доезжают лишь 2/3 участников, так что это уже победа, ну а само участие – настоящая отвага. Здесь не бывает статистов.
«Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался, – гласит девиз «Дакара», придуманный основателем ралли-марафона Тьери Сабином.
Автор материала: Иван Беликов